Об эксплуатации двигателя

Я ежедневно сталкиваюсь с ситуацией, когда владельцы автомобилей жалуются на высокий расход топлива и посредственную динамику, в 80% случаев, жалобы владельцев напрасны!

Например, звонок в Авто063 в один из январских дней: "Добрый день, владею автомобилем Шевроле Каптива, двигатель объемом 3.2 литра, трансмиссия автомат, передвигаюсь по городу ежедневно на работу и с работы, общий пробег 18 км. в день, пользуюсь автозапуском, очень беспокоит высокий расход топлива, который составляет 22 литра на 100 км пробега.

Мое мнение - претензии к автомобилю не обоснованы, в данном случае расход топлива абсолютно адекватен, во-первых, на улице зима и владелец использует автоматический запуск двигателя с последующим прогревом, во-вторых, эксплуатация автомобиля на автоматической коробке имеют свои нюансы, без учета которых расход будет на треть выше, чем на механике, а немалый объем двигателя с табуном лошадей под капотом нужно кормить. Очень важно то, что водитель эксплуатирует автомобиль на коротких расстояниях, что увеличивает среднестатистический расход.

Поэтому, высокая стоимость бензина, которая в буквальном смысле слова разоряет многих владельцев автомобилей и реальный расход топлива, который нужен для нормальной работы двигателя, вещи абсолютно не совместимые и путать их нельзя! Каждый должен понимать:

  1. Если вы купили автомобиль с мощным, современным бензиновым двигателем и автоматической коробкой передач, не ждите расхода топлива в 11 литров на сотню по городу, а в некоторых случаях даже по трассе.
  2. Не ждите от автомобиля расхода топлива, который заявляет завод изготовитель. Стендовые испытания не предусматривают многих факторов, действующих на автомобиль во время движения. Это и дополнительные потребители мощности - включенный ближний свет фар, отопитель, кондиционер. На расход влияет качество дорожного покрытия, боковой ветер, боковой увод автомобиля, движение зимой на шипованой резине, износ подвески. Расход повышается во время обкатки агрегатов, он зависит от особенностей управления автомобилем конкретным водителем, использования некачественного топлива и недолива на АЗС, а также автозапуск и прогревы. Перечислять можно очень долго. Соответственно, расход топлива в реальных условиях гораздо выше паспортного.

В данной статье я хочу рассказать владельцам автомобилей о нюансах, которые на первый взгляд незаметны, но учитывать которые просто необходимо.

Итак, почему у моей машины плохая динамика и высокий расход топлива, а также, почему я не чувствую результата после прошивки?

Основные проблемы, из-за которых возникают жалобы:

  • Неправильная эксплуатация двигателя ( не знание водителем характеристик двигателя)
  • Использование некачественного топлива или эксплуатация автомобиля на низкооктановом топливе.
  • Неадекватный расчет расхода топлива
  • Ситуации из разряда "а вот у моего соседа на таком же автомобиле расход такой и динамика такая, а у меня вообще все иначе!"

Итак, первое:

Каждый двигатель имеет определенные характеристики, которые должен знать водитель. Многие считают, что главное это мощность двигателя, однако, есть еще одна важная характеристика - крутящий момент.

Крутящий момент изменяется на протяжении всего рабочего диапазона оборотов двигателя, и на определенных оборотах крутящий момент достигает своего пика. Именно на этом пике, мы чувствуем оптимальную отдачу от двигателя. И водители, эксплуатирующие автомобиль в режиме пика крутящего момента, после прошивки ЭСУД всегда довольны тягой автомобиля, а расход топлива у них при этом минимальный.

Но этого мало, нужно знать и чувствовать, как наполняются топливовоздушной смесью цилиндры во время нажатия на педаль акселератора. Нажимать же можно по-разному - резко, плавно или просто двигаться в режиме "газ в пол". Все это нужно учитывать для достижения оптимальной динамики и нормального расхода топлива.

Рассмотрим график зависимости максимального крутящего момента, мощности и оборотов атмосферного 16-ти клапанного двигателя. Именно по этому графику можно наглядно определить характеристики конкретного двигателя - где у него максимальный крутящий момент, где идет проседание крутящего момента и так далее. Соответственно, проанализировав его можно понять, насколько эффективна настройка двигателя, когда лучше переходить на повышенную передачу.

Рассмотрим график полученный со стендовых испытаний. Верхние два графика – это крутящий момент. При этом черного цвета – до прошивки, а красного цвета после прошивки. Нижние два графика показывают мощность: зеленого цвета – до прошивки, синего – после.

Рассмотрим верхний график более подробно:

Крутящий момент на заводской прошивке (график черного цвета) идет волнами, т.е имеется проседание крутящего момента ( в зоне от 1500 до 5500), которые чувствуются водителем как провалы и недостаточная тяга.

Рассмотрим график изменения крутящего момента на доработанной прошивке (красного цвета): начиная с 1500 до 6500 оборотов, крутящий момент выше во всех рабочих диапазонах, график идет более ровно без проседаний, при этом характер графика имеет постоянное возрастание до зоны падения максимального крутящего момента, а после роста, снижение крутящего момента происходит намного медленнее, чем на заводской прошивке, что положительно скажется на динамике автомобиля. Потребитель же почувствует более ровную, мощную тягу во всех рабочих диапазонах, переключение скоростей нужно будет производить реже, как на механической так и на автоматической коробках передач, при этом зона максимального крутящего момента увеличена, и падение тяговых характеристик происходит намного медленнее, чем на заводской прошивке, что положительно скажется на высоких оборотах. Также хочу обратить внимание, что зона максимального крутящего момента находится в диапазоне от 3500 до 4500 оборотов в минуту, это означает, что максимальная тяга и минимальный расход топлива достигаются именно при переключении скоростей в этом рабочем диапазоне.

Эксплуатация двигателя на низких оборотах очень вредна для двигателя, так как нагрузка на него в этом случае очень высока, несмотря на то, что двигатель на низких оборотах практически не слышно. Это и сбивает многих владельцев, мол, тихо работает - значит обороты полезные, шумно работает - значит пора переключаться, нет это ошибочное мнение! Двигатель должен эксплуатироваться именно в рабочих диапазонах максимального крутящего момента, т.е. водитель должен чувствовать автомобиль и производить переключение на повышенную передачу в нужный момент.

На графике мощности видно, как она изменилась после прошивки в сторону увеличения (синий график выше зеленого), что также говорит о пользе доработки ЭСУД.

Что касается расхода топлива.

Обязательно заправляйтесь качественным бензином марки АИ 95. Качественное топливо дольше горит, имеет более высокую детонационную стойкость, что минимизирует разрушительный эффект детонации, которая может привести к повреждению двигателя, более того, экономии от использования 92-го бензина нет вообще!

Подведем итоги:

Автомобиль необходимо эксплуатировать именно в рамках рабочих диапазонов двигателя, в соответствии с его характеристиками.

Наполнять цилиндры при помощи открытия дроссельной заслонки необходимо грамотно, в зависимости от поставленных задач - максимальной динамики или минимального расхода топлива.

При расчете расхода топлива учитывайте все факторы - погоду, стиль управления автомобилем, и так далее.

И последнее, не сравнивайте идентичные модели автомобилей под управлением разных водителей, так как каждый из них управляет автомобилем абсолютно по-разному.

И помните, при грамотной эксплуатации автомобиля вы сможете самостоятельно регулировать расход топлива, эксплуатировать автомобиль с максимальной динамикой, снизить нагрузку на двигатель и увеличить его ресурс.

Специалисты Авто063 грамотно настроят ваш автомобиль и расскажут при необходимости о характеристиках конкретного двигателя. Авторская статья от Auto063.